VXI - информационно-измерительные технологии 
 
 

Стандарт VXI Что такое стандарт VXI? История стандарта VXI VXI в России Стоимость систем Тенденции рынка Технические средства Шина VXIbus Типы модулей Базовые конфигурации Характеристики VXIbus VXI и PXI Программирование Программные средства LabWindows/CVI LabVIEW VXI & Linux Measurement Studio Области применения Авиация и космос Телекоммуникации Нефть и газ Библиотека Публикации Документация Книги и статьи Кто есть кто Производители Поставщики, интеграторы Ассоциации и альянсы
 


Изобретение парашюта

22 октября 1799 года в парижском парке Монсо собрались тысячи парижан. Знаменитый воздухоплаватель Жак Гарнерен должен был в этот день отправиться в невиданный полет. Необыкновенные смелость и отвага Гарнерена были известны. Он совершал путешествия на воздушном шаре, длившиеся иногда больше суток, он первым начал ночные полеты с фейерверком. Теперь Гарнерен собирался совершить прыжок с парашютом. Наполненный водородом шар оторвался от помоста в шестом часу вечера. Под шаром висел парашют, к стропам которого была прикреплена корзина с воздухоплавателем. Шар быстро поднимался. Уже через несколько минут он казался не больше мяча. С земли зрителям, конечно, не видно было, как Гарнерен перерезал веревку, соединявшую парашют с шаром. Но все увидели, как внезапно корзина оторвалась и камнем полетела вниз. За ней тянулась белая полоска — нераскрытый парашют. Один из очевидцев потом вспоминал: «Это выглядело столь устрашающе, что крик ужаса пронесся по толпе». Между тем парашют раскрылся, и Гарнерен, размахивая национальным флагом, стал медленно приближаться к земле. Так был совершен первый прыжок с парашютом.

Слово «парашют» придумал француз Себастьян Ленорман, физик- из города,Монпелье. Тогда воздухоплавание только-только начиналось, и люди еще не задумывались над тем, как обезопасить полеты на воздушном шаре. Ленорман подумал об этом одним из первых. Он решил попробовать приспособить для этой цели обычные зонты. Взяв в руки два больших раскрытых зонта, он прыгнул с высокого дерева в своем саду. Опыт удался. Тогда изобретатель стал мастерить более совершенный зонт. Он сшил его в форме конуса из полотна и внутри оклеил бумагой. К конусузонту Ленорман прикрепил множество тонких шнуров, а к ним — сиденье, сплетенное из ивовых прутьев. Оставалось испытать новый «зонт». Ленорман подвесил его на высоте двадцати шести метров под крышей обсерватории, сел на сиденье и отцепился. «Зонт» плавно опустил его на землю. Изобретатель назвал свой аппарат «парашютом». Это слово он составил из двух — греческого и французского, вместе они означают «против падения». События эти происходили в 1783 году.

В России первым известным воздухоплавателем-парашютистом был Юзеф Древницкий. Где только не побывал он со своим шаром, наполненным горячим воздухом и дымом! К шару Древницкий прицеплял купол парашюта, а стропы присоединял к своему поясу. Он поднимался на высоту пятьсот-шестьсот метров, затем отцеплял парашют. Шар переворачивался и падал, оставляя за собой дымный след, а воздухоплаватель спускался вниз на парашюте. Много раз находился он на грани гибели. Отважному аэронавту приходилось опускаться с парашютом в море, на крыши домов,'на деревья, на трамвайные провода.

Не раз Древницкий высказывал мысль, что парашют станет в будущем обязательным аппаратом для летчиков. Самолеты в то время были неустойчивы, ненадежны, и, летая без парашютов, авиаторы нередко погибали. С воздушного шара прыгать было сравнительно легко. Но как применить парашют на быстро летящем самолете? Над этим думали многие. В 1912 году в Америке летчик Альберт Берри совершил свой первый прыжок с самолета. Он уложил парашют в чехол, по форме напоминающий ведро, и подвесил его под фюзеляжем самолета. В воздухе ему пришлось сначала выбраться на шасси самолета, а затем уже прыгать.

Изобретатели авиационных парашютов пока шли старым путем. Никаких новых решений не находилось: парашют пытались разместить внутри или снаружи самолета. Французский изобретатель Бонне, например, уложил купол парашюта на фюзеляж самолета, под крышку позади кабины. Стропы парашюта соединялись с поясом летчика. Бонне считал, что в случае аварии летчик повернет рычаг, сбросит крышку, парашют под напором воздуха раскроется и вытащит пилота из кабины. Неудобство этого парашюта налицо. Зацепись он за хвост или крыло самолета, и катастрофа была бы неизбежной. Нужно было принципиально новое решение.

В Петербурге на Комендантском поле проходило состязание первых русских летчиков. Оно близилось к концу, когда один из аэропланов на глазах у потрясенных зрителей разрушился в воздухе. Летчик выпал из самолета и разбился. Это событие так повлияло на находившегося там петербургского актера Глеба Евгеньевича Котельникова (который по натуре был изобретателем), что он стал размышлять над тем, как сконструировать надежный авиационный парашют. Он понимал, что парашют должен быть легким, прочным, в сложенном виде занимать мало места. И главное, чтобы он всегда находился на летчике. Тогда он может спрыгнуть и с крыла, и с любого борта самолета.

Котельников занялся расчетами и чертежами и наконец сделал небольшую модель. Легкий металлический ранец крепился ремнями на спине летчика. Внутри ранца была полка, лежащая на двух пружинах. На эту полку складывались стропы и шелковый купол парашюта. Ранец закрывался крышкой с защелкой. Стоило потянуть за ремешок, и крышка откидывалась. В одно мгновенье парашют выталкивался пружинами ранца. Произвели испытания: парашют действовал безотказно. Это изобретение было сделано в 1911 году.

Через десять лет Котельников усовершенствовал конструкцию парашюта. Из парусины сделал ранец в виде конверта. Четыре клапана закрывали уложенные в ранец стропы и купол. Клапаны запирались шпилькой, прикрепленной к тросику с вытяжным кольцом. Все было просто и надежно.

Примерно в это же время парашют изобрел американский летчик Лесли Ирвин. Его парашют по конструкции поразительно схож с парашютом Котельникова, но в распоряжении Ирвина было заводское оборудование, о котором Котельников мог только мечтать. Американский парашют был прекрасно изготовлен, и вскоре им стали пользоваться во всем мире, в том числе и у нас.

парашют

В тридцатые годы были созданы советские парашюты. Инженер Н. А. Лобанов предложил купол для парашюта квадратной формы. Изготовив такой парашют, тщательно его испытали, и оказалось, что это действительно очень удобная и выгодная форма. Квадратный парашют изготавливать проще и легче, чем круглый, действует он надежно, снижается устойчиво, без раскачивания. Этот парашют получил очень широкое распространение и применяется до сих пор.

С появлением реактивных самолетов в кабинах стали устанавливать катапультные кресла. В случае аварии летчик выстреливает себя из кабины вместе с креслом. А дальше один за другим автоматически раскрываются три парашюта: маленький, побольше и, наконец, основной. Таким образом удается снизить скорость и, значит, уменьшить удар о землю при раскрытии большого парашюта. При катапультировании из кабины сверхзвукового самолета летчик нередко 'от сильного воздушного удара теряет сознание, и на помощь в этот момент приходит так называемый «каповский» прибор, автоматически открывающий купол парашюта.

В наше время выпускается множество разных парашютов: маленькие (есть даже размером с носовой платок) и большие, спортивные, реактивные,— парашюты для десантных войск — на них спускаются не только десантники, но и танки, пушки, автомашины. А еще есть космические парашюты. Под огромными куполами возвращаются на землю космические корабли.

Н.Орлова


Изобретения, технические прорывы, научные свершения прошлого и настоящего - на сайте Волшебство науки. Автотехника и знаменитые учёные, публикации актуальных исследований и занимательные статьи о полезных придумках - различные научно-популярные материалы для широкого круга читателей, а также анонсы и отчёты о научно-технических выставках и мероприятиях.


  • Главная   • Занимательные истории   • Изобретение парашюта  


Практикум инженера

Инженерные разработки

Материалы и вещества

Экология

Занимательные историиХейке Камерлинг-Оннес - «Господин Абсолютного Нуля»Герман Холлерит – изобретатель ЭВМВНИИЭМ. Сорок лет в торпедном делеИзобретение парашютаЭволюция водолазного снаряженияИзобретение велосипедаИстория холодильникаЛифт: подъёмник для императоровПростой карандашСпички - вызываем бога огняГвозди священные и обыкновенныеПростые и сложные ножницыИзобретение скрепки и кнопки

 
Стандарт VXI Технические средства Программирование Области применения Библиотека
Практикум инженера Инженерные разработки Материалы и вещества Экология
 
© Информационно-измерительные технологии VXI, 2000-2019.
Технические и программные средства создания контрольных, управляющих, измерительных комплексов. Автоматизация научных измерений и исследований, промышленная автоматизация. Практическая инженерия, технические инновации.
контакты
карта сайта