VXI - информационно-измерительные технологии 
 
 
Практикум инженера Инженерные разработки Материалы и вещества Экология  

Стандарт VXI Что такое стандарт VXI? История стандарта VXI VXI в России Стоимость систем Тенденции рынка Технические средства Шина VXIbus Типы модулей Базовые конфигурации Характеристики VXIbus VXI и PXI Программирование Программные средства LabWindows/CVI LabVIEW VXI & Linux Measurement Studio Области применения Авиация и космос Телекоммуникации Нефть и газ Библиотека Публикации Документация Книги и статьи Кто есть кто Производители Поставщики, интеграторы Ассоциации и альянсы
 


Лифт: изобретение глубокой древности

Византийский император Константин XVII в окружении свиты величественно вошел в тронный зал. Он опустился на сиденье роскошного трона, и вдруг трон, словно каким-то чудом, стал подниматься вверх. Он вознесся почти под потолок и там застыл неподвижно. Собравшиеся в зале были потрясены этим зрелищем. Что же это за чудесные силы вознесли трон византийского императора? Скорее не чудесные, а механические. Трон покоился на больших, сложенных в гармошку мехах, соединенных с несколькими мехами поменьше. Через маленькие меха воздух загонялся в большие, гармошка которых возносила трон вместе с императором на высоту. А как же спускался император вниз? Для спуска открывался специальный клапан, воздух медленно выходил, а трон опускался. Это сооружение вполне можно отнести к семейству лифтов, но такой лифт был далеко не первым.

Роскошный лифт действовал во дворце императора Нерона, жившего почти две тысячи лет назад. Платформа его была сделана из сандалового дерева. Лифт подвешивался на крепких канатах, какие применялись на кораблях. Он скользил в шахте по специальным рельсам из твердого дерева. Император нажимал на звонок, и рабы принимались крутить лебедку, на которую наматывался канат. На канате располагались цветные полоски, указывающие этаж дворца.

Колизей — самый большой амфитеатр Древнего Рима — тоже был оснащен лифтами. Археологи обнаружили в нем двенадцать лифтовых шахт и часть подъемных устройств — тяжелые каменные глыбы-противовесы. Лифты поднимались с помощью сложной системы рычагов, которые приводили в движение рабы. Из помещений, располагавшихся в подземных этажах, лифт поднимал на арену участников боев — гладиаторов.

История лифтов, прервавшись на несколько столетий, вновь продолжается в эпоху Возрождения. Великий итальянский художник Леонардо да Винчи был и великим изобретателем. Ero имя связано с изобретением множества вещей. Леонардо придумал также и лифт, в конструкции которого многое было новым. Он применил канатные барабаны, зубчатые колеса и стальные тросы. А самое замечательное заключалось в том, что по чертежам великого Леонардо да Винчи инженер Ларин смог эти новые лифты построить.

Первые лифты в России были установлены в середине XVIII века в Царском Селе под Петербургом и подмосковной усадьбе «Кусково». На них совершенно справедливо смотрели, как на диковинку и прихоть. Ведь лифтов в жилых домах тогда и в помине не было. В конце этого же века русский механик-самоучка Иван Петрович Кулибин построил «подъемные и спусковые кресла» в Зимнем дворце. Честно говоря, этот лифт мало отличался от древнеримского: винтовой механизм также в движение приводили люди. Но через некоторое время Кулибин снабдил его паровой машиной.

Первый лифт, который был устроен в обычном жилом доме, относится к 1672 году. В старинной немецкой хронике осталась запись о том, как житель города Иены Эрхард Вейгель создал «седьмое чудо Иены» — лифт, который установил в своем доме. Тяговый канат огибал. подвижные и неподвижны блоки подъемного механизма. Этот лифт можно увидеть и сейчас в Японском парке города Дрездена. Он считается одним из интереснейших экспонатов.

И все же всерьез занялись изобретением лифтов для жилых домов лишь в XIX веке. На всемирной выставке 1867 года в Париже демонстрировался «элеватор для людей» с паровым приводом. Он предназначался именно для жилых домов. Но уже через пятнадцать лет привод для лифтов стал электрическим — самым удобным и подходящим для них. Первый электрический лифт был создан Эрнстом Вернером Сименсом в 1880 году в Германии. Через несколько лет лифты с электродвигателями появились во всех городах Европы. В Москве первый такой лифт был установлен в 1901 году.

лифт

Кабинки, которые поднимают нас с помощью электродвигателей и тросов на нужный этаж, стали теперь хоть и приятной, но совершенно обычной вещью. Однако ученые продолжают работать над этим изобретением, и нет-нет, да и удивят мир каким-нибудь новшеством. Например, американская фирма «Отис» создала говорящий лифт. Лифт сам (с помощью специальной системы, конечно) называет очередной этаж, сообщает направление движения, рассказывает пассажирам, как вести себя в случае аварии, и обязательно здоровается с входящими. Лифт настолько вежлив и любезен, что поговорит с вами о погоде на сегодняшний день, о последних новостях, о курсе акций на бирже.

А в Чехии ученые сконструировали лифт без канатов. Под кабиной находится телескопическая труба с выдвигающимися звеньями. Когда мощный компрессор нагнетает воздух в трубу, звенья выдвигаются и поднимают кабину лифта. А при спуске кабина просто выжимает воздух из трубы и за счет этого опускается. Не напоминает ли этот пневматический подъемник трон византийского императора, взлетающий к потолку? Конечно, напоминает. Не зря говорят, что все новое — это хорошо забытое старое!

  • Главная   • Занимательные истории   • Лифт: подъёмник для императоров  


Практикум инженера

Инженерные разработки

Материалы и вещества

Экология

Занимательные историиХейке Камерлинг-Оннес - «Господин Абсолютного Нуля»Герман Холлерит – изобретатель ЭВМИзобретение парашютаЭволюция водолазного снаряженияИзобретение велосипедаИстория холодильникаЛифт: подъёмник для императоровПростой карандашСпички - вызываем бога огняГвозди священные и обыкновенныеПростые и сложные ножницыИзобретение скрепки и кнопки

 
© Информационно-измерительные технологии VXI, 2000-2016.
Технические и программные средства создания контрольных, управляющих, измерительных комплексов. Автоматизация научных измерений и исследований, промышленная автоматизация. Практическая инженерия, технические инновации.
контакты
карта сайта